Александр Великий не пустил Македонию в ЕС и НАТО
Предложенное Скопье «компромиссное» название Македонии, чтобы продемонстрировать Брюсселю и Вашингтону желание поскорее вступить в ЕС и НАТО, вызвало резкие протесты как в собственной стране, так и в соседней Греции, где не захотели отдавать соседям своего героя, Александра Македонского, и его наследие
Не знавший поражений античный полководец, создатель мировой империи Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) продолжает влиять на мировую политику и в наши дни, не позволяя своей «малой родине» вступить в Евросоюз и НАТО, чего так желают её нынешние власти. Путь туда лежит через урегулирование Скопье с Афинами вопроса о названии Республика Македония. Греки не хотят, чтобы «их» Александра Великого присвоили себе те, кто не говорит на греческом языке. Они не желают пускать ни в Европу, ни в НАТО, ни куда-либо ещё тех, кто на это дерзнул, и желают надёжно оградить от самозванцев территорию собственной страны, носящую македонское имя.
Спор этот посторонним наблюдателям кажется совершенно бессмысленным и типично балканским. Однако эта надуманная проблема реально занимает умы и сердца людей, особенно в Греции, где способна в любой момент вывести на улицы миллионы.
Несмотря на острый и затяжной финансово-экономический кризис, в результате которого греки обеднели в разы и впали в уныние, они считают именно этот вопрос важнейшим для своей страны. Поскольку видят в дышащей на ладан, распадающейся на славянскую и албанскую части маленькой стране страшную угрозу своей территориальной целостности. Намного большую, чем со стороны Турции, откуда она действительно исходит. Проблема, дескать, состоит в том, что македонцы, численность которых всех вместе едва превышает два миллиона, обязательно посягнут однажды на греческую Македонию с центром в Салониках. Хотя якобы не имеют никакого права на наследие Александра Великого, который был «греком», а не славянином и не албанцем.
Эрдоган приехал в Афины отбирать греческие острова
Да здравствует «Илинденская Македония»
Очередную волну греческих страхов поднял премьер-министр Македонии Зоран Заев. Он сообщил, что республика может поменять название на Илинденскую Македонию. О таком компромиссе якобы договорились Скопье и Афины. Он также заявил, что «проблема названия» сейчас близка к решению, как никогда за прошедшие четверть века, что открывает Македонии дорогу в ЕС и НАТО. По словам Заева, наименование страны не будет изменено без референдума.
Это странное название русский расшифрует легче грека: «Илинден» — это ни что иное, как Ильин день. Именно в этот день, 2 августа 1903 года, в македонском городе с таким негреческим названием Крушево произошло антитурецкое восстание, жестоко подавленное османскими властями. Это событие теперь является в Македонии главным государственным праздником и отмечается как День республики.
Македонский премьер Зоран Заев предложил такое название собственной страны, которое не устроило никого. Фото: www.globallookpress.com
Заев почему-то решил, что «с этим названием мы будем полностью отличаться от греческого региона Македония», причём «во всех аспектах». И таким образом «сохраним наше достоинство, подтвердим и укрепим нашу идентичность». Македонские власти рассчитывали на то, что греков удовлетворит то обстоятельство, что данное «название — со временным определителем, которое ссылается на конкретные даты из прошлого», и, значит, Скопье не претендует на наследие эллинизма и не собирается отбирать у эллинов Александра Великого.
В Скопье надеялись или делали вид, что надеются на то, что Македония и Греция, где соседнюю страну презрительно называют либо «Скопье», либо официально — Бывшей Югославской Республикой Македония (БЮРМ), а её население за глаза — «цыганами из Скопье», смогут решить давний спор до саммита ЕС 28-29 июня.
Зачем ЕС хочет съесть все Балканы
Но вышел облом
Но не тут-то было. Лидер главной оппозиционной партии Македонии Христиан Мицкоски заявил, что его националистическая ВМПРО-ДПМНЕ не поддерживает эту инициативу правительства. Против неё начали высказываться и видные представители албанской общины, несмотря на поддержку албанцами нынешней власти в целом. Как мусульманам им не нравятся христианские аллюзии в проекте названия страны.
Но всё это цветочки по сравнению с негодованием, которое охватило Грецию, для всех политических партий которой, кроме правящей СИРИЗА, пользующейся поддержкой меньшинства населения, неприемлемо фактически любое название Македонии, включающее в себя слово «Македония». Некоторых греческих политиков ещё могло бы со скрипом устроить название вроде Горной Македонии, которое подразумевало бы некие физические границы. Однако в слове «Илинденская» ничего такого нет.
Лидер главной оппозиционной партии Греции «Новая демократия» Кириакос Мицотакис заявил премьер-министру Алексису Ципрасу, что он категорически против, и обсуждать тут нечего. Мицотакис каким-то образом углядел в названии Илинденская Македония стремление к созданию «македонской нации и государства», вплоть до берегов Эгейского моря.
Председатель Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) Фофи Геннимата указала, что Скопье «должен предоставить гарантии по ликвидации ирредентизма, внесению изменений в конституцию и всеобщему применению названия, которое должно иметь географическое определение».
Это Балканы: миллионы могут выйти на улицы греческих городов только по одному поводу — из-за Македонии. Фото: www.globallookpress.com
Генеральный секретарь ЦК Компартии Греции Димитрис Куцумбас отметил, что «даже если будут решены все другие вопросы, такие как ирредентизм и изменение конституции», название Илинденская Македония является недопустимым, так как «не имеет географической привязки» и якобы является «этническим термином». Если в таком ключе думают даже греческие коммунисты, то реакцию остальных партий можно уже и не приводить — она отрицательная.
В результате Ципрас, который, похоже, действительно был близок к договорённости с Заевым, дал задний ход. Его офис указал, что сейчас важно не вступать в общие дискуссии, а подождать, как Скопье будет выполнять предварительные условия по внесению изменений в конституцию, чтобы «устранить любой вид ирредентизма». Иными словами, воз и ныне там, где он был последние 25 лет.
Кто кого: Александр Македонский vs. НАТО
По поводу чего спорят?
Итак, настало время покинуть мир иррационализма и рассказать, что есть на самом деле, и кого должна поддерживать в этом споре России.
Античные греки считали македонцев варварами, в лучшем случае своими деревенскими дальними родственниками. Македонскому царю Филиппу II, отцу Александра Великого, приходилось постоянно доказывать, что он грек, даже придумать себе фиктивную родословную. Греки, склонные к демократии, подчинились македонцам, у которых преобладал монархический принцип, не без борьбы. Потом в эллинистическом мире они смешались. В эпоху Римской империи, Византии и во времена Османской империи население Балкан невероятно перемешалось: ославянилось, албанизировалось, отуречилось.
В горных районах сохранились остатки космополитического населения поздней Римской империи — влахи, говорившие на огрубленной латыни. Их и сегодня достаточно в Греции. Они говорят на языке, похожем на румынский. В северных районах Греции сохранились славянские наречия. Албанский язык не забывают арваниты — христианизированные албанцы и большие греческие патриоты. На нём же говорят многочисленные мигранты из Албании последних десятилетий.
Если когда-нибудь учёные проанализируют геномы современных македонцев и греков, то различия будут минимальными или их не будет вообще. Оба народа отличаются только тем, что говорят на разных языках. Сильной стороной в нынешнем конфликте являются греки, их примерно в шесть раз больше, чем македонцев. Поэтому все греческие страхи перед македонским «ирредентизмом» ничего не стоят. Реальность заключается в том, что историческая Македония оказалась поделённой сегодня между тремя странами: свыше 52% её территории находятся в Греции, около 36% — в нынешней Македонии, около 10% — у Болгарии. Свыше 130 государств, включая Россию и США, признают Республику Македония под её конституционным наименованием, хотя и готовы принять любое решение по её названию, к которому придут при обоюдном согласии Скопье и Афины.
Запад ликвидирует Македонию
Что с того России?
Почему для России важна эта проблема, и кого нам поддерживать, если участники спора поставят вопрос ребром? Начнем с последнего. Поддерживать следует... греков. Да, они несправедливо относятся к македонцам и слишком многого от них хотят. Но для нас важно другое. Мы хотим, чтобы Македония вступила в ЕС и НАТО? Если нет, то единственная причина, почему этого ещё не произошло, — это позиция Афин и всего греческого народа. Благодарность 11-ти миллионов греков весомее благодарности двух миллионов македонцев. Связывающие Россию и Грецию вековые исторические, религиозные и культурные традиции важнее этнической и языковой близости с македонцами.
Способность греков проявлять гордость и идти наперекор антироссийской политики Вашингтона и Брюсселя — это тоже один из важнейших аргументов. Когда от Афин наши общие западные «партнёры» потребовали не пускать в свои порты для заправок следующие в Сирию российские корабли, выслать российских дипломатов в связи с фейковым «делом Скрипаля», греки сказали своё гордое «охи» («нет»). А нынешние македонские власти, в отличие не только от греков, но и от болгар, одного российского дипломата, несмотря на протесты патриотически настроенных граждан, всё-таки выслали. Прогнулись перед Брюсселем. Будут прогибаться и перед Вашингтоном, хотя в душе с симпатией относятся к русским. Это взаимно, но важнее всё же дела.