Какие законы будет писать владимирский омбудсмен?
Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова рассказала об этом Царьграду
Еще до принятия федерального закона о деятельности уполномоченных по правам человека в марте этого года, омбудсмены были наделены правом законодательной инициативы в 26 субъектах РФ. А в марте в законе появилась строчка о том, что уполномоченные могут принимать участие в совершенствовании российского законодательства. Уже в сентябре депутаты ЗС Владимирской области проголосовали и региональный омбудсмен тоже получил возможность предлагать законопроекты.
Что это изменит в работе уполномоченных и какие законопроекты аппарат владимирского омбудсмена будет готовить? Царьград побеседовал с Людмилой Романовой – Уполномоченным по правам человека во Владимирской области
- Людмила Валерьевна, теперь у вас есть теперь право законодательной инициативы, с чего начнете?
- Мы начали большую работу по аудиту тех предложений, которые были высказаны буквально с момента создания института уполномоченного. Мы прежде не формулировали их в формате законодательной инициативы. Например, мы предлагали оформление социальных гарантий для отцов-одиночек, у которых трое и более детей. Жены у них либо скончались, либо были лишены родительских прав. В отличии от женщин отцам не предоставлены социальные гарантии, например, право досрочного выхода на пенсию. Мы посчитали это несправедливым и обратились в Госдуму. Оттуда получили ответ, что закон в первую очередь поддерживал матерей, которые выполнили свою социально-значимую функцию – родили детей. Но мало детей родить, надо их воспитать. Работа по этому вопросу идет. В Госдуме есть несколько предложений – видимо не только я обратилась с этим предложением. Посмотрим, как будет ситуация развиваться.
- Вы теперь и в федеральные законы можете предлагать поправки?
- Да, но если законодательная инициатива касается федерального закона, с предложениями мы выходим сначала на ЗС области – таков регламент.
- А много вообще таких поводов для законодательных инициатив в работе омбудсмена?
- Работая по жалобам, мы изучаем проблему: в чем было нарушено право человека. И если дело не в несоблюдении закона, а в пробеле в законодательстве, если обнаруживается системный «прокол», то это может стать поводом для законодательной инициативы. Но, как правило, такие случаи достаточно редки на общем фоне потока жалоб. В этом году количество жалоб по сравнению с прошлым годом увеличилось на треть. Мы первые в ЦФО (не считая Москвы и Московской области) по количеству обращений граждан. С одной стороны, это следствие возросшей узнаваемости института, а с другой – следствие того, что люди не находят понимания с представителями органов власти.
- Хорошо, а какие еще предложения исходили от вас в прошлом году, к примеру?
- Мы предлагали упорядочить предоставление бесплатной юридической помощи. Сегодня ситуация такова, что нуждающихся в ней очень много, а реально получают лишь 0,6% от тех, кому она нужна. Предлагали увеличить возраст статуса молодой семьи до 40 лет. Права лиц, которые ухаживают за тяжелобольными родственниками и по это причине вынуждены, допустим, увольняться с работы, тоже нуждаются в защите. Или есть пробел в в обязанности руководителей предприятий сдавать в архив документы кадровых служб. Очень часто из-за этого возникают проблемы с начислением пенсий. За последние три года мы предварительно насчитали около 15 таких предложений. А вы понимаете, что если по каждому поводу готовить законопроект – это очень масштабная работа. Поэтому в ходе аудита определимся с приоритетными инициативами и, думаю, я их озвучу во время ежегодного доклада.
- Законотворческая работа потребует дополнительных сил, штатных единиц? Юристов?
- Работа требует глубокой проработки материалов, дополнительной профессиональной подготовки юристов. А у нас одни из самых маленьких штатов в ЦФО. На одного уполномоченного приходится четыре с половиной юриста. Это мало и нагрузка на специалиста очень большая. Но я завишу от областного бюджета и сами себе людей мы добавить не можем.
- Ну а пока идет аудит, будет готовиться какой-то законопроект?
- Мы сейчас готовим предложения по усилению ответственности хозяев домашних животных. Жалобы идут из разных территорий области. К примеру, жительница Суздаля жалуется, что сосед содержит крупную собаку, относящуюся к опасным породам. А забор очень условный. Люди опасаются за свою жизнь и здоровье. Однако, когда мы начали проработку вопроса, когда департамент юстиции провел экспертную оценку всех нормативных актов, мы обнаружили, что ответственности у нас нет. Закон ставит перед хозяином определенные требования, а ответственности за неисполнение не предусмотрено. Поэтому надо вводить ответственность в виде штрафа.
- Есть уже сейчас понимание, какой будет штраф для хозяина собаки?
- Конечно нет. Вопрос глубокий и требует проработки. Необходимо собрать статистику, изучить опыт других регионов. Обоснование должно быть серьезным.
- Извините за наивный вопрос, а уполномоченному по правам ребенка тоже дается право законодательной инициативы?
- Формально нет, но аппарат уполномоченного по правам ребенка находится в нашем общем аппарате. Перевожу на русский язык: юристы у нас одни и те же. Поэтому если у уполномоченного по правам ребенка оформится какое-то законодательное предложение, думаю, что мы всегда можем его обсудить внутри аппарата и, если я пойму, что вопрос требует законодательного регулирования, конечно же я поддержу коллегу – оформим это как законопроект и внесем это в ЗС.
Важно понимать, что наделение омбудсмена правом законодательной инициативы никак не уменьшает возможности напрямую обращаться к федеральным структурам. Например, сейчас у мигрантов, которые помещены под стражу в центры иностранных граждан за нарушение миграционного законодательства, отсутствует такое право, как ежедневная прогулка. Просто его нет в нормативных документах! Мы обратились с этим на федеральный уровень, в том числе в МВД, с тем, чтобы предоставить такое очевидное и человечное право. Они, ожидая решения суда, постоянно находятся в закрытых помещениях.
- А сколько времени они там находятся?
- До шести месяцев, иногда больше. Это намного жестче, чем в СИЗО. Причем, если в СИЗО, понятно, сидят подозреваемые в совершении преступлений, то тут – нарушившие миграционный режим.
- Да, это все действительно очень важно…
- Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить депутатов Законодательного собрания. Все же право законотворчества – это серьезная ответственность. И то, что они этим правом омбудсмена наделили, говорит о понимании важности нашей работы. Институт уполномоченных вырос за эти шесть лет, он пользуется доверием и авторитетом. И спасибо депутатам, что они так оценили мою работу.
- Так и передадим.