Михаил Делягин: Минфин занимается таргетированием нищеты
Прогнозы по рублю, возможной девальвации и дальнейшему курсу ЦБ и Минфина
Такое мнение высказал известный политик, экономист, публицист Михаил Делягин в программе «Реальное время» на Царьграде
Рубль укрепляется, но он переоценен
Делягин отметил, что рубль очень здорово укрепился, однако он переоценен относительно возможностей экономики (по состоянию на 14 ноября, 65.22 по отношению к доллару). «Этому способствовал ряд разных причин, разного уровня. Но это привело к тому, что рубль относительно нашего уровня сегодняшнего развития, когда государство принципиально не занимается развитием, самоустранилось от очень многих важных сфер экономики, он оказался переоценен. Во втором квартале этого года у нас положительное сальдо текущих операций платежного баланса 1,6 миллиарда долларов. В третьем – 1,9. То есть, близко к нулю. И это показывает, что рубль переоценен относительно возможностей экономики», - сказал экономист.
По оценке Делягина, он усугубляет трудности в российской экономике. «Экспорт становится относительно менее выгодным. Импорт, несмотря на все санкции, контрсанкции, становится относительно более выгодным. Это создает проблемы. Это в общем-то все понимают, все ощущают, каждый на своем уровне и каждый на своем рынке».
Он обратил внимание, что за последнее время проблема усугубилась ослаблением нефти. «Это снижение, я думаю, временное, но оно тоже очень сильно бьет по нервам».
«Вот этот процесс, скорее всего, будет продолжаться. Потому что государство, конечно, от денег захлебывается, и не знает, куда девать эти деньги. Если бы у господина Зверева были бы неиспользованные остатки бюджета в размере половины годовых расходов, как у нас сейчас, и они лежали бы, пусть даже не у Гитлера, но в какой-нибудь Америке. Вы знаете, людей с тюремными сроками в Минфине бы не было, по тем временам и, наверное, это правильно», - отметил экономист.
Финансовый блок пойдет на девальвацию
Делягин отметил, что сейчас государство ведет себя так, как будто этих денег не было. «Потому что то, что отдано Западу, это святое, это обратно изымать, в самых критических, самых сложных обстоятельствах нужно, и по этому поводу плачут, на развитие деньги не направляют, только на затыкание текущих дыр. Соответственно, в условиях текущего дефицита, у нас небольшой, у нас меньше трех процентов ВВП, меньше плана на год, но это преподносится как трагедия, которую нужно всеми силами как-то исправлять».
В этой связи по прогнозам Делягина, чтобы увеличить доходы, финансовые власти будут делать девальвацию рубля, хотя и не такую катастрофическую, как в 1998 году, скорее всего, на 15-20% максимум.
Экономическое безумие
Сейчас, напомнил экономист, у нас очень неравномерно расходуются средства бюджета, а с другой стороны, продолжается экономический спад. На этом фоне особенно цинично выглядят заявления ЦБ и Минфина «затянуть пояса».
«Есть глумление над людьми, а есть реальная социально-экономическая политика. Которая базируется на принципиальном недопущении экономического развития, на принципиальном неисполнении государством своих обязанностей перед народом, даже конституционных обязанностей, которые от Банка России, например, требуют обеспечения стабильности валюты», - сказал Делягин.
Он добавил, что власти попытаются оправдать девальвацию. «Начнут рассказывать, что в других странах идут валютные войны, это способ поддержания конкурентоспособности. Хотя доллар к евро болтается 1:12 – 1:10, и в общем-то, с поразительной стабильностью поразительно долгое время. Но ведь это отчасти все будет правда. Но у нас это вызвано не экономической политикой, а я бы назвал это экономическим безумием».
Иногда мы слышим заявления от финансового блока, что «подкрутим курс» в случае надобности. «Подкрутим курс – это значит, ослабим рубль. Правда, это свидетельство выдающегося правового уровня господина Моисеева. Потому что юридически подкручивать, как он выразился, курс должен Банк России, а Минфин к этому отношения иметь не должен, это разные сферы».
Но в реальной жизни Минфину нужно подправить текущее исполнение бюджета. Он не хочет иметь 3% ВВП дефицит, он хочет быть «владычицей морскою», с полутора процентами дефицита, сказал Делягин. А прикрывается именем президента.
Формально бюджет исполняется, социальные обязательства, пусть кастрированно, исполняются, а в реальности это недофинансирование, подчеркнул экономист. «Минфин про это умалчивает тактично. И для решения его проблем нужно ему обеспечить всплеск инфляции. Тогда будут инфляционные доходы бюджета, инфляционные сверхдоходы. А расходы останутся прежними. Это будет, по сути дела, недофинансирование, потому что покупательная способность этих рублей будет меньше, а формально, бухгалтерски, все сойдется хорошо», - отметил он.
Количество валюты, которая к нам приходит, предсказуемо, продолжает Делягин. И если мы ослабляем рубль, то же самое количество валюты оборачивается значительно бОльшим количеством рублей.
Таргетирование нищеты и инфляция Освенцима
«У нас сейчас цены не очень сильно растут. Почему? Произвол монополий тот же самый, аппетиты те же самые. Потому что люди находятся в состоянии дикой нищеты. Нынешняя низкая инфляция – это на самом деле от нищеты. Таргетирование инфляции, о котором нам рассказывают с высоких трибун, - это на самом деле таргетирование нищеты», - подчеркнул Делягин, добавив, что в случае чего Минфин и ЦБ начнут обвинять во всех бедах Обаму.
«Я думаю, что в Освенциме инфляция была очень низкая, она вполне устроила бы госпожу Набиуллину», - сказал Делягин, - «У нас, извините, 19,6 миллионов граждан Российской Федерации, официально, если мы верим российской статистике, имеют доходы ниже прожиточного минимума. Перевод на русский язык. Они не живут. Потому что прожиточный минимум – это тот минимум, ниже которого человек уже медленно умирает. У нас 19,6 миллиона людей медленно умирает. Сколько там убили в Освенциме, миллион? У нас 19,6 миллиона людей… Нормально, все называют это уровнем бедности, а не уровнем нищеты. Все к этому привыкли. Радуются, когда это количество людей снижается на несколько сот тысяч. Делают вид, что ничего не случилось, когда оно увеличивается».