Поднял руку на жену – выселят из квартиры
СПЧ предлагает запретить бытовым дебоширам приближаться к жертвам ближе чем на 10 метров, а в особых случаях – выгонять их из квартиры
Жертв домашнего насилия хотят оградить от семейных дебоширов: Совет по правам человека при президенте России (СПЧ) подготовил законопроект, в котором предлагается, во-первых, официально закрепить понятие «семейно-бытовое насилие», а во-вторых, ввести жёсткие ограничения для тех, кто позволяет себе распускать руки дома.
О чём идёт речь
Такая практика есть за рубежом – в частности, в США, где существует форма ограничений для преступников (это касается не только семейно-бытовых тиранов, но вообще многих тех, кто совершил злодеяния против личности), в виде запрета приближаться к своей жертве на определённое расстояние, которое устанавливает суд. В некоторых случаях речь может даже идти о невозможности проживания в одном населённом пункте.
Теперь нечто подобное собираются сделать и в нашей стране. Как сообщает РБК , проект нормативного акта, в разработке которого принимала участие зампред комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, уже концептуально одобрен Советом Федерации.
Жертвам домашнего насилия будут выдавать так называемые «защитные ордера». Обидчикам будет запрещено к пострадавшим на расстояние менее десяти метров. Причём это может быть сделано как по решению суда (если дело уже дошло до судебного разбирательства), так и по заявлению пострадавшего (чаще – пострадавшей) в полицию. Самим тиранам при этом придётся проходить «курс нормального поведения» с психологами и возмещать тем, над кем они измывались, расходы на проживание во временном убежище.
Крайняя мера – вообще изгнание дебоширов из общей квартиры.
Идея очень хорошая и, наверное, здравая, – считает юрист Александр Петренко, специализирующий на вопросах семейного права. – Однако я пока не вполне понимаю, как, допустим, будут реализовываться пункты о «безопасной дистанции» и «изгнании», ведь в первом случае это нужно как-то контролировать, во втором – будет нарушено право гражданина на жильё, закреплённое Конституцией РФ, которая гласит, что «никто не может быть произвольно лишён жилища.
Проект нормативного акта, в разработке которого принимала участие зампред комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, уже концептуально одобрен Советом Федерации. Фото: Konstantin Kokoshkin/Globallookpress
Установить запрет приближаться на те же 10 метров, или 20, или 50 – можно, в этом-то как раз ничего сложного нет, объясняет эксперт Царьграда, но вот как на практике обеспечить выполнение такого условия? Например, как быть, если жертва и тиран работают в одном офисе либо ходят в один магазин, да и вообще просто продолжают проживать совместно?
Что касается "изгнания", здесь вообще масса вопросов и сложностей, - предупредил Петренко. - В моей практике часто случаются споры из-за совместного имущества при разводах, доходит до очень жёсткого выяснения отношений в судах. Но, как бы то ни было, каждый имеет право на ту долю, которая за ним закреплена по документам. Иными словами, все упрётся в раздел условной квартиры, вот и всё.
Семейные драки – дело сугубо личное?
Между тем, по данным Росстата, жертвами семейных разборок только в прошлом году стали 33,2 тысячи человек, большинство из которых (23,5 тысячи) – женщины, половина из них пострадала от действий супруга. Остальные потерпевшие – это дети.
″Не выносить сор из избы″: Активисты сняли на видео реакцию прохожих на ″домашнее насилие″
При этом, как отмечают в МВД, примерно треть убийств совершаются в сфере семейно-бытовых отношений, а насилие (в разных формах) происходит вообще в каждой четвёртой семье.
«Зачастую этому предшествуют длительные конфликты между преступником и его жертвой (супругами, родственниками), – отмечают специалисты. – Нередко – во время совместного употребления спиртных напитков. Но есть и другие причины – в том числе ревность, аморальный образ жизни и стихийные ссоры».
Официально, к слову, уровень такой преступности снижается, и особенно заметно – в последние пару лет. Вот только связано это не со снижением количества семейных междоусобиц, а с утвержденным в 2017 году так называемым «законом о шлепках», прозванном так за снижение планки ответственности за наиболее частую статью УК РФ в бытовых конфликтах – за побои. Произошла декриминализация наказания. И теперь за побои, причинённые в семье, домашние тираны отвечают не по уголовной статье, а в рамках Кодекса об административных отношениях. Если прежде можно было загреметь на два года в колонию, то сейчас – штраф до 30 тысяч рублей, арест на 15 суток или обязательные работы до 120 часов.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
А вот результат.
Количество преступлений по статье УК РФ «Побои» в стране действительно сократилось просто фантастически. Если в 2016-м таковых было зарегистрировано почти 44 тысячи, то в прошлом году только 7,8 тысячи. Но при этом столь же резко выросло число правонарушений по аналогичной статье КоАП – до 224 тысяч в 2018 году.
"Увез бы ее и детей в Америку": Иностранцы, покоренные пикантными фото искалеченной Маргариты Грачевой, обещают ей "новую жизнь"
«Жертвы нередко прощают и сами возвращаются к мучителям»
Специалисты, к слову, говорят: зачастую до откровенных издевательств в семье, с избиениями и травлей, доводят, как ни странно, сами пострадавшие.
«Существует, как правило, несколько стадий насилия в семье, имеющих цикличность, – объясняет психолог Анна Окунева. – Всё начинается с разлада в отношениях, спорах на повышенных тонах, взаимных упрёках и так далее. Но пока оба оппонента выступают как бы на равных, потом всё заканчивается примирением. Однако один из них, будущий агрессор, в голове, ещё не осознанно до конца, строит развитие событий. Затем, через некоторое время, происходит уже более ожесточённый конфликт – часто с оскорблениями, упрёками, подозрениями. И идёт он уже по той схеме, которую ранее выстроил мучитель».
Но уже следующий этап – новый мир, «разбор полётов», покаяние со стороны нападавшей стороны, прощение от потерпевшей.
Всё начинается с разлада в отношениях. Фото: imago/Globallookpress
А дальше наступает некий ровный период, когда оба супруга друг другом довольны, у них может быть новый виток романтических отношений и всё такое прочее, – продолжает Окунева. – Эдакий вариант «Бьёт, значит любит», который рисует себе успокоившаяся жертва. Беда только в том, что и тот и другой, даже не вспоминая об этом вслух, всё равно помнят, что произошло – это раз. И два – наступит непременно момент, когда то же самое случится ещё раз.
Но рецидив проходит, как правило, в более жёсткой фазе – и тогда уже возможно и рукоприкладство, и угрозы, и насилие в разных формах.
Трагедии можно было избежать? Убитый Хачатурян грозил соседке, но полиция проигнорировала
Почему мы берём у Запада отрывки, не вникая в ситуацию целиком?
Очередной виток споров, который, собственно, и привёл к появлению законопроекта о «семейно-бытовом насилии», получился как логическое продолжение двух самых резонансных дел: печальной истории с Маргаритой Грачёвой, которой супруг-изверг отрубил кисти рук, и суда над сёстрами Хачатурян, убившими родного отца, который долгие годы, как утверждают они, издевался над своими дочерьми, избивал и насиловал их.
Кстати, угрозу стать жертвой насилия в семье, согласно соцопросу ВЦИОМ, видит почти половина (!) женщин в России. Ранее около трети респондентов сообщали, что случаи бытового насилия бывали в семьях их знакомых, а каждый десятый сталкивался с этим лично в своей семье. И, как вы думаете, отчего Всемирный банк Women, Business and the Law (за 2018 год) признал российских женщин одними из самых незащищённых в мире от насилия? Наша страна в этом рейтинге набрала ноль баллов в сфере законодательства по защите их прав, встав в один ряд вместе с Либерией, Габоном, Ираном, Йеменом и Арабскими Эмиратами.
Подорвет репутацию суда: Делягин о токсичности дела сестер Хачатурян для власти
Но идея ввести ограничения на «приближение к жертве» и «изгнание из дома» по примеру Запада, по сути, не отображает в полной мере всей картины. Потому что практически в каждой стране, где действует подобное, предусматриваются ещё и жёсткие наказания для тиранов.
* В США, допустим, агрессора в лучшем случае отправят на курсы перевоспитания, но запросто могут и посадить – на 5 лет, если без оружия; за избиение с телесными повреждениями – до 10 лет, за опасные травмы – до 20 лет.
* В Италии в Уголовном кодексе есть статья «За плохое обращение в семье», предусматривающая от от 4 до 8 лет лишения свободы, плюс тиран убирается из семьи немедленно.
* В Германии, где хоть и нет отдельного состава преступления по «домашнему насилию», полиция активно берётся за преступления, связанные с применением силы (от 1 года до 10 лет), с выплатой штрафа.
* Во Франции под семейной тиранией понимают не только распускание рук, но и моральные издевательства, за которые можно загреметь за решётку до трёх лет и выплатой штрафа в размере 45 тысяч евро.
Так что нашим законодателям стоит подумать не только над «современными» средствами защиты пострадавших, но и над реальными мерами.