Путин устроил разнос правительству и отправился строить танкер
11 сентября, когда в Москве была еще глубокая ночь, Владимир Путин принял участие в церемонии закладки первого танкера серии «Афрамакс». Но до этого он не упустил случая устроить форменный разнос высокопоставленным чиновникам
Понедельник 10 сентября выдался тяжелым для всех, кто работал с президентом на выездном заседании Государственного совета во Владивостоке. Началось все с неприятной стычки Путина с главой Министерства транспорта Евгением Дитрихом. Президенту не понравился ни формат выступления Дитриха (15 минут – слишком много), ни приведенные им цифры.
Национальный приоритет или саботаж решений президента? Проблемы Дальнего Востока усугубляются
«Вы сказали, что по плоскому тарифу перевезен миллион пассажиров, а у меня другие данные – 530 тысяч», – привел Владимир Путин подготовленную цифру. Вообще говоря, любой уважающий себя чиновник должен был бы защищать и обосновывать свои данные, но увы, Дитрих ответил: «Уверен, что у вас самые точные данные» и, перепроверив, признал правоту президента. Хотя самые точные цифры должны быть как раз у профильного министра.
Это напомнило давний диалог Путина с главой ФАС Игорем Артемьевым. В 2014 году Артемьев заявил на заседании комиссии по топливно-энергетическому комплексу: «Ценообразование на газ не имеет ничего общего с рыночным ценообразованием: были изобретены формулы, в которых скрещены коэффициенты круглые с зелеными». «У нас рыночное ценообразование, понимаете, рыночное», – возразил Путин. «Есть», – взял под козырек Артемьев. Интересно, что при этом Игорь Юрьевич является одним из главных долгожителей среди российских чиновников – бородатый «яблочник» возглавляет ФАС уже пятнадцатый год.
Фото: kremlin.ru
Но вернемся во Владивосток. Упомянутые «плоские тарифы» – это акция «Аэрофлота», призванная удешевить перелеты из Западной России и с Урала на Дальний Восток. Билеты продаются по заранее утвержденной на государственном уровне цене, которая считается убыточной для перевозчика. Но поскольку его главный акционер – Российская Федерация, социальная функция здесь может быть важнее, чем экономическая. И разница между миллионом и полумиллионом пассажиров, воспользовавшихся «плоским тарифом» (ряд СМИ ошибочно пишут о «субсидированном тарифе», хотя это совершенно иная история), – это разница в том числе и в финансовых потерях «Аэрофлота». Несколько тысяч рублей на каждого пассажира – и суммарно речь идет уже о миллиардах. Странно, что при таких масштабах цифры министра и президента столь существенно расходятся.
Следующим был Максим Орешкин, молодой глава Минэкономразвития. Полномочный представитель президента в Дальневосточном Федеральном округе Юрий Трутнев сообщил, что планировалось построить два судна для курсирования между полуостровом Камчатка и островом Сахалин. Путин поинтересовался у Орешкина, как обстоят дела с этим проектом, но тот оказался не готов ответить. «Должны быть в курсе, раз приехали на совещание. Прошу вас выяснить и доложить отдельно», - указал ему президент.
М. Орешкин. Фото: www.globallookpress.com
Далее наступила очередь первого вице-премьера, лидера финансово-экономического блока правительства Антона Силуанова. Трутнев сообщил, что Минфин выделил деньги на строительство двух мостов из России в Китай, но не на обустройство пропускных пунктов на них. То есть мосты построят (в 2019 году), но ездить по ним будет нельзя – граница! «Нас на смех поднимут, – предсказал президент. – Мост построен, а по нему не пройти и не проехать. Зачем тогда строили?» Судя по всему, финансирование строительства пропускных пунктов начнется в самое ближайшее время.
Усиление на Дальнем Востоке: Верфь "Звезда" окружат высокотехнологичные предприятия
Последним был Денис Мантуров (Минпромторг). Он рассказал о серьезных проблемах, связанных с производством многоцелевого вертолета Ка-62, который планировалось показать гостям Восточного экономического форума уже в завершенном виде. Увы, «что-то пошло не так»: опытные образцы сильно недотягивают до требуемых параметров. «Рассчитываем, что к концу 2019 года Ка-62 получит сертификат годности», – заключил министр, не уточнив, был ли хоть один случай, когда масштабную перспективную разработку сдали бы в срок.
Повинную голову меч не сечет. Разобравшись с министрами, Путин отправился на встречу с японским лидером Синдзо Абэ, но это уже совсем другая и, возможно, даже более сложная история. Ответ на курильский вопрос с каждым годом становится все менее очевидным для России, тогда как в Японии, напротив, набухает нездоровый оптимизм. Сказать восточным соседям внятное «нет», не рискуя при этом добрыми отношениями, – чрезвычайно сложная политико-экономическая задача.
Российско-японские переговоры. Фото: kremlin.ru
А наутро был «Афрамакс». Этот танкер, работающий на газомоторном топливе, заложен на новой верфи «Звезда», основным оператором которой выступает «Роснефть». Первая машина, старт производству которой, собственно, и дал президент, должна быть спущена на воду уже в 2021 году. И мы очень надеемся, что хотя бы эти сроки будут строго соблюдены.
Собственные танкеры позволят России укрепить свою энергетическую независимость, а впоследствии – стать крупным игроком на мировом рынке судостроения. Все данные для этого у нас есть.