Россия снижает военные расходы – и правильно делает
Пока «цивилизованный мир» говорит о российской военной угрозе, статистика показывает планомерное снижение расходов нашей страны на оборону. Попытки разорить Россию гонкой вооружений не удались
Стокгольмский международный институт исследований проблем мира, следуя старому латинскому правилу «Хочешь мира – готовься к войне», в очередной раз рассказал нам о том, как эта подготовка происходит по всему миру уже в другом значении этой пары омонимов. Небольшой 12-страничный документ будет, наверное, интересен даже тем, кто не знает английского – графики и таблицы вполне показательны.
Далее будет несколько абзацев с цифрами; при желании можно сразу пролистать до выводов. Но цифры на самом деле не слишком сложные, к тому же мы выделили для вас главные тезисы.
Вал и процент
По общим объёмам трат на вооружения Россия опустилась с прошлогоднего четвёртого места на шестое с 61,4 млрд долларов в год. Это в 10,5 раза меньше, чем у США.
Военный бюджет США: Не в деньгах сила
Есть, правда, другой параметр – отношение военных расходов к ВВП, и тут мы по-прежнему в лидерах. 3,9% – больше любой страны НАТО; из европейских стран, вошедших в опубликованный Топ-40, рядом с нами только Украина – 3,8% ВВП. Рекордсмен – Саудовская Аравия, 8,8%. Забавно, что этот союзник и партнёр США вооружается главным образом против союзника и партнёра США Израиля, тратящего на оборону 4,3% ВВП. Очень много тратит ещё одна ближневосточная монархия, Оман – 82%. 5,3% в Алжире (арабская весна даром не проходит), 5,1% – Кувейт. И, наконец, 4,0% – Пакистан. У всех остальных стран доля военных расходов меньше, зачастую существенно меньше, чем у России.
Обманчивый пацифизм Евросоюза
Фото: www.globallookpress.com
Кстати, публикация доклада совпала с торжествами по случаю 70-летия НАТО – того самого блока, против которого почти все эти 70 лет с перерывом на 1988–2005 годы вооружалась Россия. Празднования были омрачены как раз военными расходами – США настаивают на том, чтобы все члены альянса тратили на соответствующие цели не менее 2% своего ВВП. Но вот беда – согласно официальному релизу НАТО этому условию соответствуют лишь четыре из двадцати восьми стран, к которым это требование обращено. Это верно следующая в фарватере своей бывшей колонии Великобритания, а также три военные супердержавы Греция, Эстония и Латвия. Ещё в ноябре генсек НАТО Йенс Столтенберг говорил, что данному требованию удовлетворяют целых 11 государств, но подсчёт итогов 2018 года разочаровал «ястребов».
Париж внял военным указаниям Вашингтона
А что же другая сторона? Из государств, которых иногда называют союзниками России, в Топ-40 присутствует лишь Иран (18-е место). Упомянем также члена НАТО Турцию (15-е место), которая активно заигрывает с Москвой. Ни страшной Венесуэлы, ни беспощадной КНДР, ни неумолимой Кубы, ни тоталитарной Белоруссии в списке не значится. Зато там есть мирные Польша с Румынией, поддержавшие план Трампа и резко нарастившие военные расходы. Есть пасторальная Норвегия и нейтральная Швейцария, есть мятежная Украина (кстати, +69% за год) и крохотный Сингапур. Милитаризацией планеты занимается не «ось зла», а самые что ни на есть проповедники добра. Добро, конечно, должно быть с кулаками, но немного огорчает, что кроме кулаков там, кажется, ничего и нет.
Конечно, SIPRI – отнюдь не истина в последней инстанции, мы не раз ловили шведов на вранье и подтасовках. Вот, скажем, Турция – упомянутый пресс-релиз НАТО говорит о том, что Анкара спускает в военную топку 1,68% своего ВВП, тогда как стокгольмские исследователи говорят о 2,5% – разница огромная. Есть расхождения и в других цифрах. Но в целом порядок цифр выглядит правдоподобным.
Фото: www.globallookpress.com
Может показаться, что исследование SIPRI, хотя и признаёт некоторое снижение наших военных расходов, всё же подтверждает распространённую точку зрения о том, что Россия хочет воевать, а Европа – нет. Мы тратим на оборону почти 4% ВВП, а европейцев никак не удаётся затащить хотя бы в 2%. Да и сами США держат лишь 2%. Очагом пацифизма здесь выглядит Германия, где план увеличить военный бюджет аж до 1,5% был разгромлен правящей коалицией.
Немцы против военной директивы Трампа
Их слишком много
На самом деле ларчик открывается просто. Суммарный ВВП стран Евросоюза в 2018 году по данным МВФ составил 18,75 трлн долларов. ВВП России – 1,63 трлн (SIPRI, кстати, исходит из показателя 1,57 трлн), Ирана – 0,45 трлн, и даже присовокупление к ним Белоруссии с Абхазией и Донбассом цифры сильно не поменяет. Даже полутора процентов Евросоюзу, который к тому же получает ощутимую помощь США, более чем достаточно, чтобы в разы превзойти по вооружениям Россию и её немногочисленных, разбросанных по миру союзников с их 4-5% военных трат. В этом и состоит хитрость гонки вооружений – более слабой экономически стране необходимо внушить мысль о необходимости паритета, заставить её тратить всё больше денег на оборону. И в какой-то момент беднеющее население разрывает эту власть изнутри. Розами или булыжниками.
А самое интересно – то, что фактически наши военные расходы снижаются с 2015 года, когда были завершены основные мероприятия масштабной программы перевооружения русской армии. В 2016 году, правда, государство перечислило оружейникам значительные суммы по гособоронзаказу, но это была оплата уже проведённых работ, так что корректнее данные средства зачесть за предыдущие годы. Таким образом, как раз после так называемого обострения так называемого противостояния с Западом Россия стала снижать, а не наращивать военные расходы.
Как военные США делают кассу на «российской угрозе»
То есть грустный опыт Советского Союза учитывается, и в российском военном руководстве прекрасно понимают, что соперничать по объёмам с НАТО мы всё равно не можем, поэтому должны брать новизной, качеством, оригинальностью конструкторских решений.
* * *
А вообще рейтинг грустный. В 2018 году мир потратил на войну 1,8 трлн долларов – 2,1% мирового ВВП, абсолютный рекорд со времён американо-советской разрядки. США, Китай, Саудовская Аравия, Индия и Франция на пятерых обеспечили 60% мировой милитаризации. У нас слишком много оружия и слишком много генералов, заинтересованных в увеличении оборонных заказов. А лучший способ добиться этого увеличения – небольшая война на периферии. Ценность человеческой жизни? Евангельские заповеди? Совесть? Не, не слышали.