Финансовая буря: Чем граждане будут расплачиваться в 2020 году?
Эксперты о том, к чему приведет недоступная ипотека в Россия и ждет ли нас в будущем всплеск криминала
Политика Центробанка привела к тому, что ипотека становится неподъемной. Люди не могут завести семью, платить налоги, безработица прогрессирует. Приведет ли это к всплеску криминала? Чем граждане будут расплачиваться к 2020 году? Во что перерастет финансовая буря в мире? Все эти проблемы обсудили эксперты. В программе Юрия Пронько "Реальное время" - президент Центра системного прогнозирования кандидат экономических наук Дмитрий Митяев и член экспертного совета при Комитете ГД по финансовому рынку Расим Исмаилов.
Зачем ЦБ кошмарит ситуацию?
Юрий Пронько: ЦБ России сделал очередное важное заявление - назвал рост ВВП в III квартале близким к нулю. Цитирую: "Процессы восстановления экономики в августе остались неустойчивыми. С одной стороны, возобновился рост промпроизводства, ускорилось повышение выпуска сельхозпродукции. С другой стороны, слабый потребительский инвестиционный спрос и умеренно пессимистичные ожидания компаний сдерживают производительную активность". Дмитрий, что это?
Дмитрий Митяев: Интересно, что за последние месяцы пришла мода на закошмаривание - экспертов из Высшей школы экономики, экспертов Центрального банка, экспертов корпоративных. Это делается для того, чтобы, во-первых, люди привыкли к такой динамике, и она закрепилась в общественном сознании. И поэтому, когда вы кошмарите клиента, вы снимаете с себя обязательства по выполнению собственных обязанностей.
Поэтому вместо того, чтобы выполнять свою работу - и с точки зрения кредитования экономики, авансирования экономического роста, обеспечения тех пресловутых структурных реформ, о которых балаболят несколько лет подряд, но никому не объяснили, что это такое, и осуществления качественного надзора за банками, - вместо этого ЦБ сжимает денежную массу. Или, по крайней мере, таргетирует ее таким образом, чтобы ни в коем случае ничто не начало реально развиваться. И видит основную угрозу в смене модели поведения населения - то есть опять люди начнут потреблять, вместо того чтобы нести в кубышку и складывать в банки по этой завышенной ставке. Это сознательная политика, они уже просто перестали стесняться этих слов.
Ю.П.: Кошмарят не только бизнес, но и граждан страны. Расим, как вы воспринимаете сегодняшнее заявление?
Расим Исмаилов: Данное заявление можно разделить на две составляющие. Первое - это предупреждение, что сами виноваты. Вы сами не покупаете, поэтому производитель не производит. Замкнутый круг.
А по факту что происходит? Действительно, минус. Сегодня ни один сектор не показывает не то что плюс, он не показывает даже надежд на какое-то выздоровление. А если уж дальше копаться в регулирующих функциях… Реальное кредитование сегодня просто отсутствует. Плюс к этому даже не слухи, а разговоры о грядущих повышениях налогов.
Ю.П.: Я удивляюсь подобным заявлениям. Ну, предупредили - хорошо. Но дальше? Здесь такая интересная закольцовка. Падение идет, потому что слабый потребительский спрос. У меня закономерный вопрос к регуляторам, не только к Центробанку, но и к Минфину, и к Минэкономразвития: а что вы сделали, чтобы этот спрос стимулировать? Ведь ничего, Дмитрий, не делается…
Д.М.: Их позиция, идеология и практика за все годы, что они стоят у руля, в том, чтобы этот спрос ни в коем случае не стимулировать. Даже если где-то и стимулируется, вынужденно, - скажем, ипотека, но без тех небольших целевых денег на ипотеку, или малое и среднее предпринимательство. Центральный банк - хотя ранее говорил, что ни в коем случае не будет этого делать - поднял лимит с 75 миллиардов до 125.
Было совещание у президента. Видно, что этот механизм нормально работает. Он доводит деньги до реального сектора не через банки-зомби, а напрямую через гарантийные фонды, через дележ рисков на проекты, которые на себя берет эта корпорация. Но это капля в море - такими темпами болезнь не вылечится. Потому что речь идет о триллионах денег, которые практически надо заместить. Внешнее финансирование, которое у нас за три года сократилось примерно на 200-250 миллиардов долларов, сокращение внешнего долга и, соответственно, денег в экономике надо было замещать внутренними источниками. Но Центральный банк ждет, что пенсионные деньги когда-нибудь заместят…
Пенсионные реформы тихой сапой
Ю.П.: Посмотрите, как они шарахаются из стороны в сторону в части регулирования пенсионной системы. Одно, второе, третье. Простите, как дама легкого поведения, которая меняет перчатки каждый сезон.
Д.М.: Вы же видели эту вакханалию заявлений на следующий же день после выборов - насчет повышения налогов в разных формах, и Минфин, и остальные. Опять же, президент запретил им это делать до 2018 года. Но они тихой сапой придумали пенсионную реформу, которая означает реально именно повышение налогов. То есть сохраняются те 22 процента, которые сейчас идут в Пенсионный фонд, и часть из них добровольные, 6 процентов убираются, и люди обязаны платить. А все, что дополнительно, - это добровольно, по умолчанию.
Все это делается достаточно топорно и в любом случае проблему не решает. Потому что мы знаем трехлетние проектировки Минфина по бюджету, последние пару дней были такие бравурные заявления. Но они не сводятся без того, чтобы не менять экономическую модель.
Ю.П.: Соглашусь. Когда были объявлены предварительные итоги голосования на парламентских выборах, меня в буквальном смысле сносили информационным потоком те инициативы, которые шли в первую очередь из Минфина: повысить, урезать. повысить налоги, урезать трансферты, централизовать…
Расим, все-таки президент поставил заслон. Он эти инициативы остановил. Но, получается, они находят новые варианты. Это также мне напоминает историю с проверками: президент запрещает внеплановые проверки - они придумывают новые ходы. Это такая иезуитская позиция?
Р.И.: Если вы не знаете, как заработать, вы придумываете, как забрать. Поэтому заслон можно сколько угодно ставить. Ведь в данном случае проблема остается открытой. Денег нет, объективно. И они не предвидятся. Как сегодня в очередной раз было сказано, покупательский спрос в принципе отсутствует. Хорошо, денег нет, но налоги платить с чего-то надо. В итоге я не понимаю, чем люди будут платить в 2019-2020 годах…
Ю.П.: Так фискальная база - она же скукоживается. На фоне вот этих заявлений и действий.
Р.И.: Да, все верно. С другой стороны, людям же надо как-то жить. Они все равно будут продолжать работать, зарабатывать. Предпринимать какие-то шаги в бизнесе. Мы же понимаем, что огромное количество персонала, в том числе квалифицированного, сейчас на улице, - объективно. А что делать. Люди будут как-то пытаться. Что будет с налогами…
Ипотека рушит семьи и демотивирует молодежь
Ю.П.: Не знаю, вице-премьер Голодец с вами не согласится. Она на прошлой неделе сделала заявление, что безработицы в России нет.
Р.И.: Может быть, в рамках каких-то ее коридоров - нет. Но в рамках России абсурдно говорить, что ее нет.
Затронута ипотека. Ипотека, на мой взгляд, это самая натуральная витрина происходящего. На сегодняшний день ипотечный сценарий с условиями, которые предлагаются заемщику, убийственный. Сценарий закончится потерей. Потому что, по нынешним условиям, в нынешних реалиях, разумная часть заемщиков, скорее всего, откладывают это решение, а воспользуется этим неразумная часть. Неразумная - это рост просрочки и т.д. А разумная, которая, может быть, могла бы платить, понимает, что на будущее, даже на завтра, мы ничего не можем планировать: чем я буду платить через год, через два, а у меня дети и т.д.
Поэтому если на сегодняшний день жилье у нас недоступно, наверное, я не заведу семью. Если я не заведу семью, наверное, моя ответственность будет меньше. Если нет ответственности, зачем мне платить налоги? А зачем мне вообще работать? А чем бы мне вообще заняться? Вот к чему мы идем.
Ю.П.: Вот она, логическая цепочка.
Р.И.: Это очевидно. Смотрите, я не вижу ни одного повода, который мог бы стимулировать студентов, сегодня выпускающихся из вузов, делающих первые шаги. Я не вижу ни одного повода, ни одного признака, который бы заставил думать о прозрачной схеме. Плюс ко всему, за предыдущие годы у них перед глазами был кризис - 2008-й весьма условно, 2009-й, 2010-й, 2011-й, 2012-й… Они же этого всего насмотрелись, пока учились. Они это тоже хотят получить. Но как?
Ю.П.: Получается, демотивация любых инициатив - причем спровоцированная бездействием властей.
Р.И.: Вы знаете, я даже боюсь не этих инициатив, потому что сегодня - эти, завтра - другие. Мы в любом случае будем слышать одно и то же, просто слова по-разному переставляются. На самом деле я боюсь роста криминала, который происходит в любое кризисное время. Вот куда идет молодежь. Я говорю сейчас не про Москву, я говорю про всю Россию. Если нет работы, если нет тех же самых колхозов, которые были раньше, если нет хоть какой-то мало-мальской занятости - куда ему идти? Молодой парень после армии. И даже в милицию толком не устроишься. Я бы об этом думал.
В преддверии финансовой бури
Ю.П.: Есть регионы России, где целые семьи живут на доходы ниже прожиточного минимума. И в отдельных регионах это уже 20, а то и 30 процентов трудоспособного населения. Дмитрий, криминализация может произойти?
Д.М.: Если говорить о сценарии, продолжении этой колеи…
Ю.П.: Пока мы с вами по ней и идем: Силуанов, Улюкаев, Набиуллина - все сидят на своих постах.
Д.М.: Тема заявленного разговора - находимся ли мы в преддверии финансовой бури. Как раз сейчас, на мой взгляд, ситуация действительно близка к "глазу тайфуна". Я имею в виду не только Россию. Вся та политика, которая проводилась, не подготовила страну к этим вызовам. Во-первых, банк Lehman, на мировых рынках. Есть еще известный Deutsche Bank - если брать его акции, то они ведут себя ровно так же, как Lehman в свое время.
Соответственно, все это происходит в ситуации серьезной торговой войны, уже начавшейся между Америкой и Европой - как ни странно, Европой, которая вроде сателлит, но она взбрыкнула, не подписала Трансатлантическое партнерство, поэтому получила штраф на Deutsche Bank, 14 миллиардов долларов. Сейчас такой же штраф будет на Volkswagen. Вот такая история: не хотите в мягких формах интегрироваться, мы вас сейчас отынтегрируем в более жесткой форме.
Но это в долгосрочной перспективе. А вот скоро выборы в Америке, и все это связано с экономикой. Есть интересный парадокс, который характеризует вообще все. Службы респектабельные - Time, CNBC и другие. По итогам дебатов они опрашивали по несколько сотен тысяч зрителей. И везде побеждает Трамп. Из 21 крупного новостного агентства в 20 слушатели отдали предпочтение Трампу. Причем в большинстве своем с огромным преимуществом - 70-80 процентов. И только CNN предпочли Хиллари. Но вопрос даже не только в этом. Еще "Викиликс" провел в странах мира опрос. Практически везде, кроме Украины и Габона, побеждает Трамп. То есть 23 процента - за Клинтон. Это по данным "Викиликса".
В то же время мы видим, как реагируют финансовые рынки. 68 с лишним процентов ставили деньги на Клинтон, меньше 30 - на Трампа. О чем это говорит и почему было в новостях про Сирию? С одной стороны, те, кто поставил на Хиллари, делают вид, что все хорошо, никакого Brexit снова не состоится. С другой стороны, скорее всего, у них нарастает паника внутри. Поэтому они готовы к любой эскалации, и финансовой, и военной.
То есть мир реально жаждет перемен. Я внимательно слушал дебаты. Там, например, Трамп много разумного говорил про то, что Америке надо инфраструктуру обновлять, а не тратить деньги по всему миру на содержание баз и военные авантюры.
В этом основное противоречие: мир, население хочет серьезных перемен, и в нашей стране тоже. А финансисты хотят сохранения статус-кво.