Итоги 2018 года: Чего Россия добилась на Ближнем Востоке?
Военно-дипломатические победы России в Сирии, Ливии и Афганистане сопровождались ослаблением и вытеснением США и их союзников с Ближнего Востока. Россия впервые за свою историю может влиять сразу на все сильнейшие страны региона: Турцию, Израиль, Иран, Саудовскую Аравию и Египет
2018 год ознаменовался полноценным возвращением России на Ближний Восток. Благодаря российской поддержке Башар Асад вернул под контроль свыше 70% сирийской территории. Вооружённая оппозиция и боевики потеряли юг и пригороды Дамаска и скучковались в приграничной с Турцией провинции Идлиб.
Сирия
Работая в тандеме с Турцией и Ираном, Россия запустила альтернативный политический процесс. В начале года, после конференции в Сочи, был создан комитет, который напишет конституцию будущей Сирии.
Венцом победы России можно считать недавнее решение Дональда Трампа о выводе войск из Сирии. Американцы поняли, что им сложно противостоять одновременно туркам, русским и иранцам. Турция выдавливала курдов, союзников США, а Россия и Иран — оппозицию. Надо отдельно указать и на то, что за последний год — за счёт побед Асада над боевиками — из Сирии фактически выкинули Саудовскую Аравию и Катар, главных спонсоров вооружённых повстанцев и боевиков.
Фото: www.globallookpress.com
Как на Ближнем Востоке побеждают интересы России, а не США
После поставок российских С-300 такая же участь постигла и Израиль, чьи самолёты перестали летать в сирийском небе и бомбить проиранские силы. Так что теперь будущее Сирии целиком и полностью зависит от Москвы, Анкары и Тегерана.
Ливия, Йемен и Афганистан
Успехи России в Сирии привлекли внимание находящихся в таком же хаосе Ливии, Йемена и Афганистана. В Москву один за другим ездят лидеры противоборствующих групп в Ливии. Контролирующий восток страны генерал Халифа Хафтар просит нас прислать ВКС, чтобы расправиться с ИГИЛ (запрещена в России). А глава ливийской нефтяной компании приглашает «Роснефть» и «Газпром» возобновить старые энергетические проекты. На днях за поддержкой в Кремль обратился и сын Каддафи, Саиф аль-Ислам Каддафи, который будет бороться за президентство в следующем году.
Саиф аль-Ислам Каддафи. Фото: www.globallookpress.com
Что касается Йемена, то здесь тоже ждут нашего активного участия. В июле лидеры повстанцев-хуситов отправили письмо Владимиру Путину, в котором попросили положить конец бомбардировкам саудовской коалиции.
Дипломатические победы России в 2018 году
Стоит отметить, что в 2018 году, спустя 30 лет, Россия вернулась в Афганистан. В отличие от США, которые ставят только на марионеточное правительство в Кабуле, мы пригласили за стол переговоров «Талибан», группировку, представляющую главную этническую группу Афганистана — пуштунов. Конференции в Москве между повстанцами и центральным правительством усиливают посредническую роль Москвы, следовательно, её влияние и в этой ближневосточной стране.
Ирак
Хотя в Ираке преимущество всё ещё на стороне США и Ирана, Россия постепенно усиливает влияние в этой арабской стране. Ирак покупает российские танки Т-90 и вертолёты Ми-35М, сыгравшие ключевую роль в победе над ИГИЛ. Российские нефтекомпании вернулись на месторождения «Западная Курна-2» и «Бадра».
Итоги выборов в России и Ираке поставили вопрос о дальнейших путях развития отношений. Стороны изучают возможности друг друга. Исходя из интенсивности визитов и встреч, становится ясно, что новые команды привержены развитию отношений, и в будущем году следует ожидать наполнения двусторонней повестки и реализации конкретных проектов. Россия остаётся для Ирака важным игроком в критической для него сфере энергетики. Кроме того, традиционно в последние годы Москва наращивает сотрудничество с Багдадом по линии ВТС,
— прокомментировал Царьграду ситуацию программный координатор РСМД Руслан Мамедов.
Фото: Fasttailwind / Shutterstock.com
Эр-Рияд, Анкара и другие
Победы России можно было наблюдать и в двусторонних форматах. С Саудовской Аравией Россия сокращает добычу нефти, с Египтом проводит военные учения, а Катар готов инвестировать в аэропорт Внуково. И этому никак не мешает тот факт, что в сирийском конфликте мы находимся по разные стороны баррикад. Катар, саудиты и египтяне выступают против российского союзника Асада.
Spiegel и Bloomberg разошлись во мнениях о геополитических достижениях Путина
Достижением этого года можно назвать и укрепление отношений с Турцией и Ираном. С Анкарой мы проложили газопровод «Турецкий поток» и начали строительство первой турецкой АЭС «Аккую». С Ираном продвигается строительство транспортного коридора из России в Индию через территорию Азербайджана. Мы также поддержали Иран в «ядерной сделке», которую разорвал Трамп, и готовы продавать иранскую нефть в Европу в обход американских санкций.
Усиление России в Сирии повысило авторитет Москвы во всём регионе. Мы, пожалуй, впервые за историю имеем влияние на всех сильнейших игроков: Турцию, Иран, Саудовскую Аравию, Израиль и Египет. Так что, перефразируя известного геополитика, можно сделать такой вывод: кто правит Сирией, господствует над Ближним Востоком. Россия правит Сирией, поэтому господствует над Ближним Востоком.