Оружие, против которого ПВО не существует: Россия достала последний козырь
Россия стремительно теряет население, и власти наконец начинают предлагать решения: акцент на многодетность, поддержку семей и отказ от миграционного завоза. Вопрос только в том, хватит ли решимости довести эти меры до конца.
Президент России Владимир Путин провёл первое заседание Совета по реализации государственной демографической и семейной политики. В последние годы народосбережение стало ключевым вопросом для российской власти. И к сожалению, не от хорошей жизни.
Фото: Kremlin Poo;/Global Look Press
Население нашей страны стремительно сокращается. Естественная убыль составляет около 600 тысяч человек в год. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – самый важный показатель в демографии – составляет всего 1,4 при минимально необходимых для естественного воспроизводства населения 2,1. Причём и текущая цифра достигнута не без участия так называемых новых граждан – паспортизированных мигрантов. В этнически русских регионах показатель значительно ниже и колеблется в диапазоне 1-1,25.
Демография – не только деньги
В мире ещё не придумали универсальный механизм решения демографической проблемы. Видимо, надвигающаяся катастрофа вымирания целых народов и их замещения инородцами ещё не осознана полностью. Либо осознана леволиберальными политиками Запада, но они целенаправленно ещё больше усугубляют ситуацию. Потому что управлять мигрантами проще, чем теми, кто может задавать неудобные вопросы.
Путин же ясно заявил: это не наш путь. Россия не будет воспринимать миграцию как средство решения демографической проблемы. Чужаки нам здесь не нужны. В России проживает много коренных народов, и именно им принадлежит наша земля, а не тем, кто имеет собственные национальные государства.
Замещение коренных народов инородцами – это не наш путь. Фото: Belkin Alexey/news.ru/Globallookpress
В целом перемены в миграционной политике России очевидны и не могут не вызывать исключительно положительное впечатление. Буквально неделю назад Путин утвердил новую Концепцию миграционной политики, в которой чётко указано: миграция должна быть трудовой, а не замещающей. Решать демографическую проблему с помощью завоза чужаков нельзя.
Но вернёмся к естественному воспроизводству населения. Повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,4 до 2,1 очень сложно. Автор этих строк хотел написать "невозможно", но Россия поэтому и существует до сих пор, что привыкла находить самые неподдающиеся обычной логике решения и достигать поставленных целей.
Демография – вопрос комплексный. Залить его сугубо деньгами нереально, в отличие от других проблем. И ярким примером здесь служит материнский капитал. Впервые его ввели в 2007 году, и примерно до 2016 года он давал результат. Тогда основная часть выплаты направлялась на второго ребёнка, что являлось отличным стимулом для семей рожать ещё. В 2015 году был достигнут рекордный за всю современную историю показатель суммарного коэффициента рождаемости – 1,77. Казалось, ещё немного и удастся достичь заветного 2,1. Но не получилось.
Потенциал материнского капитала себя исчерпал. А новое решение тогдашним правительством выработано не было. Спустя несколько лет основную часть выплаты и вовсе перенесли со второго ребёнка на первого. С этого времени СКР моментально пошёл вниз и достиг к сегодняшнему дню упомянутых 1,4.

Татьяна Голикова инициировала перенос выплаты основной части материнского капитала на первого ребёнка. Источник: Kremlin.ru
Зачем это нужно было делать – ответа нет. Первый ребёнок и так появляется в абсолютном большинстве семей. Собственно говоря, семьи во многом именно для этого и создаются. В крайнем случае женщина, исходя из материнских чувств, рожает одного "для себя". Стимулировать первого не имеет никакого смысла. А вот второго и далее третьего необходимо. Здесь семьи на самом деле нуждаются в прогрессивной поддержке. Один ребёнок не способен увеличить СКР, а несколько – уже дают результат.
Материнский капитал и семейная ипотека: больше детей – выгоднее условия
Владимир Путин предложил пересмотреть механизм использования материнского капитала. И Валентина Матвиенко, надо отдать должное, выдвинула конструктивную и заранее проработанную инициативу. Спикер Совета Федерации заявила следующее:
Мы считаем, что настало время совершенствования программы материнского капитала. Следует переориентировать её на поддержку многодетности и рождение третьего и последующих детей.
И в целом должна быть идеология, на мой взгляд: все дополнительные меры поддержки – федеральные, региональные – должны быть сконцентрированы на поддержку рождения третьего, четвёртого, последующих детей.
Добавить здесь нечего. Царьград последовательно на протяжении многих лет продвигал именно такую концепцию. Демографические меры должны носить именно демографический, а не социальный характер. Цель – не просто материально помочь семьям, но и создать стимул для рождения новых детей. Иначе пропадает весь смысл демографической политики.

Валентина Матвиенко выступила с дельной инициативой. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
Помимо этого, Матвиенко упомянула о ещё одной важной мере. Возможно, ключевой:
Семейная ипотека превращается в "столичную". Более половины льготных кредитов приходятся на Москву, Петербург, Московскую и Ленинградскую области. Нужно создать условия в районе проживания – на родной земле. Предлагается дифференцировать ставку семейной ипотеки в зависимости от количества детей.
Абсолютно верные предложения, которые несут более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Прежде всего основным препятствием для рождения новых детей семьи называют стеснённость в жилищных условиях. То есть в самой большой стране мира попросту не хватает жилой площади. Почему так получилось – отдельный вопрос.
Семьи заявляют даже не о материальном положении, а нехватке квадратных метров. Действительно, найти главе семейства более высокооплачиваемую работу ещё возможно. В крайнем случае можно ужаться в повседневных расходах. Но купить квартиру большой площади или собственный дом абсолютному большинству нереально.
Поэтому логика власти правильная: больше детей – выгоднее условия. Конечно, нужно будет потом посмотреть предложенные ставки по семейной ипотеке. Если при рождении третьего ребёнка они станут равны 0%, то программа будет выглядеть неплохо. Ведь в реальном выражении ежемесячный платёж будет падать с каждой выплатой.
Но такая мера должна быть лишь промежуточным шагом. Государство имеет все возможности для закрытия части ипотечного кредита за каждого рождённого ребёнка. Например, при появлении второго списываются символические 10%, третьего – ещё 50%. При рождении четвёртого обязательства обнуляются.
Демография – это процесс, растянутый во времени. Фото: Sopotnicki / Shutterstock.com
Что касается необходимости перераспределения финансовых ресурсов в пользу регионов, то это необходимый шаг. Демография – процесс, растянутый на десятилетия. Даже если представить ситуацию, при которой в Москве или Санкт-Петербурге в 45-метровой квартире в "человейнике" появляется многодетная семья, дети, выросшие в мегаполисе, с высокой долей вероятности уже не станут многодетными отцами и материями.
Моноцентричные агломерации – главная причина, убивающая демографию. Все мировые примеры подтверждают неоспоримость этого фактора. Нам нужны не города-миллионники, а равнозаселённая (насколько это возможно) страна с самодостаточными регионами. Развитие современных технологий позволяет обеспечивать достойный уровень жизни в любом населённом пункте. Да и сама экономика больше не нуждается в мегаполисах. Это архаика второй половины XX века.
Что с того?
В миграционной политике разворот произошёл. Надеемся, он произойдёт и в демографической. Во всяком случае, предложенные меры говорят, что власть не просто понимает серьёзность положения, но и близка к принятию правильных решений.
Однако важнейшим моментом является то, что все принимаемые меры должны распространяться исключительно на коренных жителей России и приехавших в страну настоящих, а не "бумажных" соотечественников. Ситуация, при которой демографической поддержкой станут пользоваться чужаки, неприемлема.