Почему Армения должна выдать России убийцу русского спецназовца
В соцсетях развернулась дискуссия о том, должна ли Армения выдать России улетевшего в Ереван убийцу Никиты Белянкина
Убийство русского ефрейтора группой лиц армянской национальности всколыхнуло соцсети. Пользователи пытаются рассмотреть ситуацию с разных углов. Одни пишут об «этнической преступности», другие возмущены вялой реакцией сотрудников МВД, третьи жалуются на атомизированность общества.
Следствию ещё предстоит разобраться в причинах и обстоятельствах конфликта. Но уже сейчас ясно, что один из преступников – предположительно, Григор Оганян – в тот же день, 2 июня, взял билет в один конец и сейчас скрывается в Армении.
Отдельные эксперты, в частности Вадим Трухачёв из Российского совета по международным делам (РСМД), задаются справедливым вопросом:
Выдаст ли Армения убийцу спецназовца в Подмосковье, если выяснится, что действительно убил армянский гражданин?
Поножовщина в Путилково
Прежде чем ответить на вопрос, нужно вкратце напомнить обстоятельства преступления.
Неотвратимость наказания за убийство "русского воина": В ВРНС напомнили об эффективном ответе на смерть ефрейтора ГРУ
Итак, бывший спецназовец ефрейтор ГРУ Никита Белянкин был убит 1 июня в подмосковном Путилково. В тот вечер во время прогулки со своей девушкой Белянкин увидел, как толпа кавказцев избивает двух людей славянской наружности. Парень бросился защищать тех двоих. Никита достал травматический пистолет и сделал предупредительный выстрел в воздух, вызвав агрессию на себя. Армяне атаковали его, и в неравном бою против восьмерых у бывшего военного шансов не было. Один из нападавших нанёс удар ножом в сердце. От полученного ранения Никита скончался на месте на руках у своей девушки.
Как рассказал Царьграду один из друзей погибшего, нападавшие находились под кайфом, так как не спешили скрыться с места преступления. Однако одного из подозреваемых срочно отправили в Армению.
Погибший 24-летний Никита Белянкин прошёл службу в Сирии, участвовал в освобождении Алеппо от боевиков и имел награды.
Погибший 24-летний Никита Белянкин прошёл службу в Сирии, участвовал в освобождении Алеппо от боевиков и имел награды. Фото: instagram.com/nikitakadet
Сравнение с Гюмри
Теперь вернёмся к теме о выдачи преступника. Отвечая на этот вопрос, некоторые специалисты приводят в пример трагедию четырёхлетней давности. 12 января 2015 года военнослужащий 102-й российской военной базы в Гюмри Валерий Пермяков самовольно покинул расположение части и убил семь членов армянской семьи Аветисян, включая двухлетнего ребёнка и шестимесячного младенца.
Напомним, суд над военнослужащим состоялся в военном суде на территории российской военной базы в Гюмри. Армянская и российская стороны согласовали совместное обвинение на основе российского законодательства. Гарнизонный военный суд признал виновным Пермякова по всем пунктам обвинения – за дезертирство, хищение, незаконное ношение оружия, убийство, разбой и незаконное пересечение армяно-турецкой границы – и дал ему пожизненное заключение.
Политолог Айк Халатян в ответ на пост Трухачёва написал, что «ни одна страна не выдаёт своего гражданина». Если подозреваемый в убийстве Белянкина виноват, то наказание его ждёт в Ереване, полагает он.
Если Россия не выдала Пермякова, значит ли это, что и Армения не должна выдавать Оганяна, если выяснится, что виноват именно он?
«Параллели неуместны»
Ясность в спор попытался внести военный эксперт из МГИМО Михаил Александров:
Дело Пермякова – в юрисдикции двустороннего соглашения с Арменией о статусе военной базы и иммунитетах российских военнослужащих,
– прокомментировал Александров, добавив, что для него не принципиально, где будут судить «этого урода», главное, чтобы он понёс наказание.
Политолог Павел Клачков тоже считает, что параллели неуместны.
Никакой связи нет. Пермяков – военнослужащий российской армии, он совершил преступление, дезертировал. И есть целый ряд юридических обстоятельств, которые объясняют, почему он был в юрисдикции России. Ничего подобного в случае с убийцами Никиты нет – они не являются военнослужащими, они просто бандиты,
– сказал Клачков в беседе с Царьградом.
Он также отметил, что Россия должна добиваться выдачи преступника.
Если кто-то из преступников бежал за рубеж, нужно предпринять все усилия и по любым каналам, включая государственные, с тем чтобы добиться их выдачи России. Никакие оправдания, что такая выдача по каким-то причинам может быть невозможна, не должны быть приняты. Для Армении дело чести – сделать всё возможное, чтобы преступников накрыла карающая рука правосудия,
– добавил эксперт.
Если исходить из позиций армянской стороны, то каким бы уродом ни был убийца Никиты, выдавать его Армения по собственному желанию вряд ли будет. Ведь в российской тюрьме его наверняка ждёт расправа со стороны русских зеков и намного более тяжёлые условия заключения, нежели на родине. Там ему вообще могут дать условное наказание. Однако близкие погибшего требуют, чтобы преступника обязательно выдали.
Сегодня друзья Никиты Белянкина вышли на одиночный пикет у здания посольства Армении, но были задержаны правоохранительными органами.
Между тем главный редактор RT Маргарита Симоньян тоже присоединилась к призывам о выдаче.
В СМИ были сообщения, что участники драки – армяне и что один из них скрылся в Армении. Мои источники это подтверждают. Если это так, то Армения должна сделать всё, чтобы поймать и выдать убийцу в Россию,
– написала она в своём Telegram-канале.
Кто убил Никиту?
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Виктор Водолацкий рассказал «Взгляду», что у России есть договор со всеми странами СНГ о выдаче преступников, «который неукоснительно выполняется, в том числе и с Арменией». Россия и Армения являются частью Конвенции о передаче осуждённых к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года.
Таким образом, сейчас вопрос нужно ставить не о том, выдаст ли Армения убийцу России, а потребует ли Москва от Еревана передачи преступника. Российские власти стремятся к тому, чтобы трагедия с Никитой Белянкиным не вызвала межэтническую рознь и не испортила и без того расшатанные «бархатной революцией» отношения с Ереваном. Однако потакание желанию свершить правосудие в Армении может спровоцировать совсем обратный эффект.