Россия, Турция и ЕС решат судьбу Сирии без США
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган 7 сентября собирает саммит по Сирии. О чем будут говорить главы России, Турции, Франции и Германии, и почему там не будет США?
Президент Турции не на шутку активизировался в последние дни. Побывав на саммите в Йоханнесбурге, он неожиданно попросил принять Турцию в состав БРИКС. Еще раньше Эрдоган обрушился с обвинениями на Израиль, назвав его «фашистским государством». Параллельно продолжались разборки с США из-за арестованного американского пастора и продажи F-35. Что тут добавить? Эрдоган в своем репертуаре.
И вот он предложил 7 сентября провести в Стамбуле саммит по Сирии с участием Турции, России, Франции и Германии. Сразу после этого состоится встреча в астанинском формате Москва — Анкара — Тегеран. Любопытно, что представители США, как и самой Сирии, в Стамбул не приглашены.
Турция ищет убежища под крылом России и Китая
О чем будут говорить ЕС, Россия и Турция?
В первую очередь о гуманитарных вопросах. С зачисткой от вооруженной оппозиции с помощью сирийской армии пригородов Дамаска и Даръа, а турецкой — северных районов от YPG возникла необходимость возврата к мирной жизни, для чего нужны инвестиции.
Скорее всего, Эрдоган будет призывать лидеров Германии и Франции выделить средства на восстановление разрушенных городов, что позволит постепенно вернуть сирийских беженцев как из Европы, так и из самой Турции, где их насчитывается до двух миллионов. Недавно в турецких СМИ ходили слухи о том, что Анкара предложила Дамаску (через Москву) взяться за восстановление Алеппо и вернуть туда беженцев в обмен на передачу города под турецкое управление.
Турция преследует две цели: геополитическую и гуманитарную. Сейчас все понимают, что необходимо восстановление Сирии (и это возможно только через иностранные инвестиции) для того, чтобы вернуть беженцев назад. Все заинтересованы в том, чтобы люди вернулись, потому что страна испытывает депопуляцию. Турция старается создать стратегическую глубину в северной Сирии, чтобы иметь рычаги воздействия на Асада, который в долгосрочной перспективе планирует восстановление союза с (курдскими) YPG,
— отметил источник Царьграда в Турции.
Фото: www.globallookpress.com
Анкара стремится воспрепятствовать переходу YPG под контроль Асада, т. к. эта организация, будучи продолжением РПК в Сирии, представляет угрозу территориальной целостности Турции. В противном случае Эрдоган будет использовать подконтрольный ему Идлиб в качестве противовеса Дамаску.
Эрдоган становится новым Ататюрком
Идлиб — еще одна из важнейших тем переговоров. На территории орудуют десятки различных банд, включая «Хайят Тахрир аш-Шам» («Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). Ранее Эрдоган предупреждал, что наступление сирийской армии на эту провинцию может сорвать астанинские соглашения о «зонах деэскалации». Анкара опасается, что операция в густонаселенном Идлибе спровоцирует новый приток беженцев в Турцию, которые оттуда могут перебраться в ЕС. Поэтому Париж и Берлин заинтересованы в тишине в этом регионе. Идлибская операция, пока она не согласована, может внести раскол в астанинский формат в составе России, Турции и Ирана, что только усилит позиции США и толкнет турок в объятия Вашингтона.
Если суммировать вышесказанное, то основное внимание стамбульской конференции будет посвящено реновации Сирии и возврату беженцев. Что касается территориальных вопросов, то Асад демонстрирует, что шаг за шагом будет устранять боевиков из оставшейся части Сирии. Однако эта решимость может развалить астанинский формат, который ослабил роль США в Сирии и позволил Турции и России совместно решать задачи в этой стране. В обмен на нейтралитет Турции в Алеппо и других повстанческих регионах, которые Дамаск вернул себе, Асад и Россия позволили Эрдогану выбить курдских боевиков из Африна.
Б. Асад. Фото: www.globallookpress.com
США пытаются оторвать Турцию от России и Ирана
Так или иначе, в долгосрочной перспективе сирийский конфликт упирается не только в гуманитарку, но и в присутствие иностранных военных формирований. Северо-восток, где сосредоточены основные месторождения, при помощи США контролируют курды. Север — турки. Дамаску, который параллельно борется с боевиками и террористами, придется идти на тактические союзы. Курдские повстанцы своим выживанием обязаны американцам, которые положили глаз на сирийские углеводороды.
Поэтому договариваться с ними без серьезных уступок в виде как минимум предоставления автономии практически невозможно. Есть и другой вариант — перемирие Анкары и Дамаска с дальнейшим давлением на курдов. Но и в этом случае нужны уступки. Эрдогану придется признать Асада, а последнему — турецкое влияние на севере до тех пор, пока YPG не будет полностью расформирован. Ситуация крайне сложная, но не нерешаемая.