«Шкаф для хранения человека и барахла» - эксперт о новой концепции жилищного строительства в России
Жилищный вопрос остается одним из самых острых в России. Не каждая семья способна в нынешних экономических реалиях купить квартиру или построить свой дом.
14 квадратных метров с хвостиком – площадь комфорта семьи Муратышевых из Татарстана. Из всего богатства – шифоньер, холодильник, два диванчика, учебный уголок и телевизор.
«Диван вот так откидываем мы и штабелями ложимся – я, внучка, дочка, внук. Уроки делаем, телевизор смотрим, и вот детские шкафы. 14,2», - жалуется бабушка.
Жилищную ситуацию семьи Муратышевых нельзя назвать из ряда вон выходящей, говорят эксперты. Граждане России, у которых нет средств на покупку квадратных метров, вынуждены ютиться в маленьких квартирах. Согласно данным ученых-социологов, 45% российских семей хотят улучшить свои жилищные условия, однако такой возможности у них нет.
Каждый третий бедный в России - ребенок до 16 лет
«Большинству из нас мысль о том, чтобы пожить в квартире площадью 14 квадратных метров кажется довольно страшной, но этого будет становиться все больше и больше, - рассказывает основатель КБ «Стрелка» Илья Осколков-Ценципер. - Собственно такой шкаф для хранения человека и небольшого количества барахла, где человек находится в основном в лежачем положении на кровати, в стоячем положении в душе или на кухне, где он себе готовит чашку чая и почти больше ничего не делает».
«Шкаф для хранения человека» - новая системная реальность России, уверены специалисты. Большие квартиры в текущих экономических условиях стали не востребованы. Те, кто всё же находит деньги на покупку жилья, зачастую едва наскребают на ипотечную «однушку».
На запросы рынка тут же откликаются застройщики. В новостройках лишь 20% отдают под квартиры от 60 квадратов и выше. Большая часть представленных предложений на рынке - миниатюрные квартиры.
Фото: Ulza/shutterstock.com
«У нас снижается средняя площадь квартир, - указал генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков. - Ещё 10 лет назад она составляла 65 квадратных метров. Сейчас опустилась до 50. А по тем заявленным проектам, которые сейчас идут, она будет снижаться ещё дальше – где-то до 47 квадратных метров».
Новые тенденции в строительстве отразились и на смежных отраслях. Мебельная промышленность для экономии жилищного пространства предлагает предметы интерьера-трансформеры. Так, например, шкаф, если необходимо, может быть ещё и столом, и кроватью.
В России в среднем на одного гражданина приходится 24,4 кв. метра жилой площади. Для сравнения: в Америке этот показатель равняется 70 квадратам, а в Германии - 49. Между тем эксперты уверены: стеснённые жилищные условия – прямой путь к вымиранию нации.
«51% ввода в 2017 году были однокомнатные квартиры, - доложил директор ЗАО "Национальный градостроительный институт" Александр Кривов. - Однокомнатные квартиры являются очевидным барьером на пути исполнения демографических программ. Никакого демографического развития при однокомнатных квартирах в массовой и основной форме продукции быть не может».
Фото: www.globallookpress.com
Строительство комфортного жилья окажет огромное влияние на демографическую ситуацию и качество жизни людей. В этом уверен и президент России Владимир Путин. Ранее на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам он призвал прекратить строить безликие малогабаритные коробки:
Хочу подчеркнуть, люди должны иметь возможность переехать не в безликие коробки или «муравейники», как раньше говорили, а в современное жильё, которое отвечает всем стандартам комфорта и безопасности, где вокруг создана необходимая инфраструктура, социальные и спортивные объекты, парки, общественные пространства. Повторю, это системная задача, её решение должно оказать огромное влияние на демографическую ситуацию и качество жизни людей, на экономику страны.
Также президент обратил внимание на то, что залог комфортной жизни граждан – их платежеспособность. Ведь засилье «муравейников» отражает финансовые возможности приобретателей жилья. Только деньги в кошельках населения способны изменить ситуацию, в том числе демографическую. И это уже не только экономический вопрос, это вопрос национальной безопасности.