"Где государство?!": Разработчик гиперзвуковых ракет "пришёл в ужас" и сказал свою правду о войне
О чём нам до сих пор врут? Что может ужаснуть разработчика гиперзвуковых ракет? Почему наше чудо-оружие так и не доходит до фронта, ограничиваясь парадными проходками? Честные ответы на неудобные вопросы — в публикации Царьграда.
Какие изменения нужны нашей "оборонке", чтобы не на словах, не в красивых докладах, а на деле приблизить победу в СВО? О непростых задачах и правде о войне Царьград поговорил с заслуженным испытателем космической техники, разработчиком космических информационных систем, участником прикладных исследований в области гиперзвуковых летательных аппаратов и высокоточного оружия и доктором технических наук Владимиром Евсеевым.
"Орешник" — это действительно грандиозно
— Почему мы постоянно слышим от наших госкорпораций о каких-то новых придуманных в России видах чудо-вооружений, но они так и не доходят до армии, а теперь и до фронта — остаются штучными выставочными образцами? Почему у нас на параде одна техника, а воюет другая?
В.Е.: Производственные цепочки не были выстроены и обеспечены. Например, ракетчики, разработчики двигателей, систем управления и радиоэлектронного оборудования не были скоординированы по отраслевому и межотраслевому принципам с авиапромышленностью, радиоэлектроникой и др. Не были налажены кооперационные связи. Отсутствовали единое управление, координация, обеспечение.
"Армата" до фронта всё никак не доедет. БМП Т-15 "Армата". Фото: Andrey 69 / Shutterstock.com
У нас в стране много предприятий, которые занимаются радиоэлектроникой, радиотехническими системами, по сути, из них можно было бы создать мощнейший промышленный комплекс. Но он не выстроен. Потому что не поставлена такая задача. Нет ясности, какая для этого нужна элементная база. Например, каких чипов и сколько для каких видов вооружений требуется и кто будет заниматься их разработкой и выпуском. Владелец частного предприятия скажет, что ему это не выгодно. Значит, необходимо создать условия, чтобы он занялся этим. В результате сегодня решаем эту проблему за счёт китайцев, покупаем что-то у них. Но могли бы всё делать и сами.
В 2012 году правительство разработало целевую программу импортозамещения, составило целый перечень критически важных материалов и технологий, производство которых требовалось организовать на отечественных технологических и производственных мощностях. Но она не была реализована. Сейчас провозглашена очередная попытка.
Считаю справедливым отметить, что буквально в последние годы у нас были развёрнуты и обеспечены процессы разработки и производство неплохой элементной базы.
Утверждение, что в России для производства военной техники разбирают холодильники и стиральные машины и используют чипы иностранного производства, — абсолютное враньё.
И второе: создание и постановка на боевую эксплуатацию комплексов "Орешник" — действительно одно из грандиозных достижений нашего ОПК, военных и Госкорпорации "Ростех".
Секретные переговоры Ельцина и Клинтона: Главные цитаты
— Может быть, проблема ещё в том, что у нас предприятия, включая оборонные, были акционированы и имеют частных владельцев, которым невыгодно делать многое из того, что нужно стране? Есть даже оборонные предприятия, хозяева которых живут за границей, где-нибудь в Англии или Германии, и оттуда управляют своими активами, имеющими стратегическое значение для нашей страны. Вы, например, сталкивались с таким явлением?
— Ещё как сталкивался. Это просто беда. И это ещё один аргумент в пользу того, что стратегические отрасли промышленности должны быть национализированы, изъяты у олигархата.
Один из самых сильных моментов 2022 года: танки Т-14 "Армата" на полигоне с мобилизованными. Источник: ТГ-канал "Военный Осведомитель"
"Я от этого поначалу был в ужасе"
ЦАРЬГРАД: Почему промышленность не воспринимает предложения учёных и запросы военных?
Владимир Евсеев: Заводы загружены выпуском своей обычной текущей продукции по заказам Минобороны и не заинтересованы (а часто и не могут) осваивать новую. Потому что для этого надо пройти много бюрократических инстанций, согласований, изменить технологии, оборудование. А во время Великой Отечественной войны такие вопросы решались за две недели.
За счёт чего предприятиям внедрять и осваивать новую продукцию? Своих средств на развитие производства у них нет. Посмотрите, какие у нас сегодня проценты по банковским кредитам. Ладно, у оборонных заводов сейчас с этим стало полегче — им государство деньги даёт, но ведь в производство военной продукции вовлечены и предприятия гражданских отраслей, в том числе частных заводов.
Олигархи дважды подставили генералов: Как ошибка Горбачёва и Ельцина ударила по СВО? Мнение разработчика гиперзвуковых ракет
Я знаю некоторых руководителей, которые готовы немедленно развернуть у себя производство беспилотников любого класса, только дайте заказ. Но заказ дают далеко не всегда. А значит, для этих руководителей всё упирается в деньги, кадры и время. И в результате то, что могли бы системно изготавливать промышленные предприятия, пытается производить народный ОПК — сами бойцы на передовой или патриотически настроенные граждане в гаражах.
Во время Великой Отечественной войны волонтёры помогали фронту тем, что собирали продукты, вязали носки, а сегодня доставляют туда автомобили, беспилотники, системы вооружения.
Я от этого, честно говоря, поначалу был в ужасе. Да, это проявление патриотизма нашего народа! А где же государство?!
Нет второго Королёва
— Почему у нас мало спутников на орбите в сравнении с нашим противником? Мы даже Англии проигрываем сегодня в их количестве. Почему нет своего "Старлинка"?
В.Е.: Потому что нет таких, как Сергей Павлович Королёв, и своего Илона Маска.
— Илону Маску деньги на его разработки даёт государство.
— Конечно. Тут всё упирается в финансирование и постановку задач. Маска щедро финансируют ДАРПА (Управление перспективных исследовательских проектов Пентагона) и разведсообщество США. Он просто управленец, но эффективный. А у нас, во-первых, Роскосмосу течёт тоненький финансовый ручеек, а во-вторых, задачи государством толком не сформулированы — что нужно делать и для чего. Для такого формулирования нет соответствующей структуры.
В результате у нас существуют ограничения по возможностям запуска спутников и формирования их космической группировки. К примеру, до сих пор нет мощной радиолокационной системы космического базирования для решения большого количества задач по дистанционному зондированию Земли и всего, что на ней есть природного и техногенного. А запусками отдельных космических аппаратов стратегическую оборонную задачу не решить.
— Что она даёт, эта радиолокационная система?
— Радиолокационные средства сейчас достигли такого уровня развития по своей разрешающей способности, объёму и качеству получаемой информации, что позволяют выполнять те же задачи, что и космическая и авиационная инфракрасная и фоторазведка, но их преимущества — всепогодность и всесезонность. Они могут проникать своим взором сквозь преграды и поверхности (например, облака), через которые оптика не проникает.
"Тихая" работа РЭБ позволяет подавлять электронные средства слежения противника и наносить точные "громкие" удары. Скриншот: видео Минобороны России
"Можем победить в обозримые сроки"
— Какова вообще роль тыла в войне и что нужно сделать, чтобы он эффективнее работал на победу?
В.Е.: Роль тыла показала Великая Отечественная война. То, что мы смогли обеспечить такую работу тыла, которая привела к победе, — величайшее достижение советского народа и власти. Но оно потребовало такого масштаба мобилизационных мер и усилий, которых сегодня и близко нет.
Мы в условиях военных действий не создали органа власти типа Государственного комитета обороны (ГКО) времён Великой Отечественной войны. У нас есть Минобороны, есть Генштаб, а вот тыл существует сам по себе. Хотя и имеется мобилизационный план.
А ведь во время Великой Отечественной тыл был силён централизованным управлением, жесточайшей дисциплиной и ответственностью людей на рабочих местах, благодаря чему промышленность удалось в кратчайшие сроки перебазировать на Урал, в Поволжье, в Сибирь и организовать производство вооружений. Сейчас этого делать не нужно. Там всё уже и так есть.
Но необходимо возродить Министерство оборонных отраслей промышленности. Потому что госкорпорации сегодня работают без должной координации и не решают главной задачи — стратегического развития оборонной промышленности. Необходимо возродить и Государственный комитет по науке и технике — для координации и эффективного внедрения инноваций. А ГКО как раз и объединил бы фронт, тыл и науку — подчинил бы их усилия решению самых насущных военных задач, организовал бы в кратчайшие сроки производство и поставку тех видов вооружений и военной техники, которые на фронте нужны кровь из носу. Как это и было в 1941 году.
3,5 года проведения СВО показали, что затягивание военных действий на Украине приводит к опасной эскалации вокруг нашей страны.
Спрятаться не получится. Инфографика Царьграда
У нас есть все возможности победить на поле боя в реально обозримые сроки, но для этого необходимо структурное преобразование органов планирования и управления экономикой, мобилизация всех ресурсов в единый мощный организационный и управленческий комплекс.
Мы просто обязаны сейчас вооружить нашу армию, флот и космос такими системами, которые определяющим образом повлияли бы на ход СВО. Обеспечить подготовку грамотных и преданных кадров для Вооружённых Сил, государственного сектора экономики, науки, образования. 3,5 года — достаточный срок, чтобы принять эффективные меры для победоносного завершения этой войны.